Главная Маршруты

Техника

Фотографии

Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

Новотроицкий Трамвай. История

 


 

События и люди

1956 год. Новому городу металлургов Новотроицку уже почти 10 лет: на глазах вырастают корпуса Орско-Халиловского металлургического комбината, полным ходом идет строительство домов и социальных объектов, население города постоянно прибывает. В основном, это молодежь по комсомольской путевке - энтузиасты и романтики. Жизнь полна испытаний и радости созидания. Поколение истинных патриотов и героев тружеников.

 

С развитием промышленной зоны и ростом строительства жилья в г. Новотроицке назрела необходимость в общественном городском электротранспорте (именно экологического электротранспорта в промышленном районе!), и в 1954 году городской исполнительный комитет утвердил решение о строительстве трамвайного парка. Куратором строительства был назначен начальник  Управления жилищно-коммунального хозяйства Афанасьев С.С. Проектная организация "Гипрокоммундортранс" г. Москвы в июле 1954 года разрабатывает проект трамвайной линии 1-й очереди строительства от остановки "Управление комбината" (КХЦ) в сторону горда протяженностью 12 км в однопутном исчислении (район "Строительного техникума") и выдает типовой проект тяговой подстанции № 1 на 2РМНВ-1000 с привязкой местности (район остановки "Пушкина"). В течение 2-х лет, 1955-56  гг., завершено строительство трамвайного пути, контактной сети, тяговой подстанции и диспетчерского павильона. Трамвайное управление вошло в состав УКХ.

 

В документах архивного фонда Орско-Халиловского металлургического комбината сохранился единственный совместный приказ директора ОХМК и управляющего трестом "Орскметаллургстрой" № 165/224-к от 16 октября 1956 года. Этим приказом создавалась комиссия для приема законченного строительства сооружений трамвая.

 

В мае 1956 года отдел кадров УКХ направляет группу девушек из 15 человек Левчук Н.И. (Трушина Н.И.), Иващенко Т.М., Титову А.Н., Брежневу М.А., Могилеву Р.М., Алексенцеву А.С. (Власову А.С.), Ростову А.С. (Дымову А.С.), Лисину Т.А., Недорезову А.П., Лобову Е.А. (Иванову Е.А.), Гаврилову А.С., Козлову А.Ф., Мурашко М.Е. (Лабутину М.Е.), Жукову А.Т. (Станиславскую А.Т.) для обучения в г. Орске по специальности "вагоновожатые".

 

Событием для города Новотроицка стал август 1956 года - приобретение 4-х трамвайных поездов модели КТМ-1/КТП-1 с Усть-Катавского вагоностроительного завода Челябинской области. Октябрь 1956 года - завершается монтаж контактной сети, укладка трамвайного пути, ведутся пуско-наладочные работы оборудования тяговой подстанции № 1 предприятием НТМУ-УЭМ (сентябрь-ноябрь). Сентябрьский номер городской газеты "Гвардеец труда" за 1956 год повествует о ходе строительства трамвая под заголовком "На пусковых объектах".

 

Одновременно с пусконаладочными работами трамвайного управления комплектуется штат по обслуживанию и ремонту трамваев, трамвайного пути, контактной сети и подстанций.

 

Первые работники трамвайной службы

Возглавлял службу пути знающий свое дело Ковалев И.П. Монтеры пути - Голованова З.В., Цаплина А., Чеботарева К.Е., Прокопенко З.С., Панченко, Диулина Е.Я., Гаврилова Н.К., Косенкова М.С., Круцких В.Н., Рублева Р.М., Орлова М.Ф., Фролова Н.М., Шандрюк Л.И., Шуваева А.И., Кожина Е.А., Хижняков В., Фролова Ю., Михеенко М.Ф., Васильева Н.Г., Ледковскяа Ф., Колпакова А.С. - их трудвовой стаж не мнее 20 лет.

 

Косенкова М.С. -  кондуктор, Прокопенко З.С. - водитель трамвая, Чеботарева К.Е. - экспедитор-кладовщик, Голованова (Данилушкина) З.В. - старший кассир - эти люди проработали в управлении до пенсии.

Подвижной состав комплектовался кондукторами, которые обслуживали пассажиров и приводили в эстетический вид трамвайный вагон: Смурова А.В., Кузнецова А.И. Мовчан А.Н., Саматуева М.В., Шерстенева К.И., Аксенова (Сомова) В.Ф., Костина (Кречетова) З.М., Иванова (Щербакова) О.И., Кудряыцева Л.В., Никулина З.М., Черникова М.Д., Реутова Н.В., Кондратьева Н.П., Ващенникова Н.М., Байкипева Е.М., Тучина Р.П., Ронжина М.П., Небосенко Н.С., Хордина А.В., Овчинникова В.И., Матвеева М.Ф., Ломанченкова З.Г., Бутвина М.В.

 

Первым начальником трамвайного управления назначается 43-летний начальник электрохозяйства ЖКХ Гершкович Яков Соломонович, грамотный специалист, талантливый организатор - человек просто легендарный в трамвайном управлении. 20 лет на посту директора - это целая эпоха созидания. Трудовой коллектив свято чтит свою историю и хранит память о тех, кто  строил, мерз, недоедал, но изо всех сил старался создать для людей и для города удобный и надежный трамвайный транспорт.

 

В ноябре 1956 года уложен трамвайный путь: разворотное кольцо КХЦ с тупиком (смотровая канава) для обслуживания трамвайных вагонов и разворотное кольцо у существующей остановки ""Строительный техникум". Параллельно велась укладка трамвайного пути до улицы Комарова с разворотным кольцом на площади у здания Городской администрации (существующая остановка "Железнодорожная"). Трамвайный путь протяженностью 14,3 км сдан в эксплуатацию до нового 1957 года.

 

5 ноября 1956 года в торжественной обстановке на маршрут вышли первые 4 трамвайных поезда. Это был праздник для всех новотройчан, и по решению администрации г. Новотроицка с 5-го по 7-е ноября, в день 39-й годовщины Великого Октября, проезд на трамвае был бесплатный.

 

Со стороны КХЦ трамвай вела вагоновожатая Титова А.И., а со стороны города - вагоновожатая Жукова (Станиславская) А.Т. Об открытии трамвайного маршрута свидетельствует статья в городской газете "Гвардеец труда" за ноябрь 1956 года под заголовком "В подарок Родине - есть трамвай!".

 

Первые работники службы депо

Мастер Любенец В.А. и электрослесари Кревнер Г.М., Льготский А.В., Орлянский М.П., Напольнов С.Н., Дмитриев Б.В., Дельхман К.И., Зиновьев В.П., Гурьев В.П,. Фухов П.И,. Романенко Н.Е., Мазер К.Ф.

Мастер Симоненко М. и слесари Атдатчиков Н.С., Собокарь Н.А., Хохрин Г.Н., Коннов П.Н., Черников В., Щукин И.М., Зявенко Ю.А., Тимофеев Е.Н., Калашников П.В., Хайминов В.И.

 

Под руководством мастера А.П. Новикова производились ремонты и техническое обслуживание контактной сети и подстанции электрослесарями Сиренко А.Е., Данилиной Г.С., Нихаевой Н.С., Смуровой Г.Г., Тимашиной В.И., Ампитловой М.П. (дежурный электрик), Егоровой Г.П.

Из-за отсутствия ремонтной базы (депо только строилось) обслуживание и ремонт вагонов приходилось делать под открытым небом в дождь, в метель, но трамваи ходили по маршруту согласно расписанию по команде первого диспетчера Логиновой Паны Георгиевны.

 

В этот момент трамвайное управление входило в состав управления коммунального хозяйства г. Новотроицка.

 

Активное строительство зданий  и объектов городской инфраструктуры - историческая особенность 50-60-х годов.

Также бурно развивается и трамвайная служба: в 1957 году завершается строительство депо на две смотровые ремонтные канавы и укладка деповских путей с подводом в депо; на территории трамвайного парка создается ларек-буфет для торговли, где ИТР, служащие, рабочие могли купить продукты питания и пообедать; становится на фундамент двуосный пассажирский железнодорожный вагон, который используется как "красный уголок"; сданы в эксплуатацию склад, гараж, душевая.

 

В середине 60-х годов проложен трамвайный путь до фасонолитейного цеха, протяженностью 1,75 км (маршрут "Автоматика" - "ФЛЦ"); по путепроводу в район Западного укладывается трамвайный путь, монтируется к/сеть, протяженность маршрута № 2 ("ФЛЦ" - "Рынок") составляет уже 17,25 км.

В 1972 году проведен трамвай в новый жилой микрорайон до нынешней остановки магазин "Новотроицк".

 

 

Первые специалисты - руководители служб

Главный инженер трамвайного управления Тулинов В.Я., начальник депо - Кревнер Г.М., начальник службы подвижного состава - Водопьянов П.М., начальник службы эксплуатации - Кревнер В.Н., Главный механик - Харламов А.К., начальник службы пути - Глебов А.С., мастер контактной сети и подстанций - Кузьменко Е.Ф., диспетчер Титова (Веселая) Л.П.

 

С увеличением инвентаря подвижного состава, сложного в устройстве и ремонтах, возникла необходимость в высококвалифицированных специалистах, и в 1973 году из УЖДТ (ОХМК) приглашают на работу главным инженером трамвайного управления Сорокина А.С., впоследствии возглавившего трамвайное управление вплоть до 2001 года; начальником службы подвижного состава - Шемякина А.И., продолжающего сегодня работать начальником технического отдела.

 

Условия работы водителей трамвая и ремонтных бригад были очень тяжелыми, но, несмотря на трудности, ежегодно увеличивалась мощь трамвайного управления: росла численность работников, менялся подвижной состав: 1974 год - 27 единиц КТМ-5, 21 единиц КТМ-1, КТМ-2 (для сравнения, 1978 год - 58 единиц КТМ-5, 16 единиц КТм-1, КТМ-2).

 

Орско-Халиловский металлургический комбинат, градообразующее предприятие Новотроицка, бурно развивался и становился одним из крупнейших промышленных гигантов страны. Трамвайное управление стало одним из его структурных подразделений, а точнее - полноценным цехом предприятия, и это позволило сделать значительный рывок в развитии трамвайного транспорта. В комплексную смету строительства проканого стана ""800" закладываются средства на создание ремонтной базы для трамвайных вагонов, и в 1979 году трамвайное управление получает новое прекрасное депо, построенное трестом ""Новотроицкметаллургстрой" и "Промстрой-3".

 

1990-е годы вошли в историю города Новотроицка как уникальное время великих перемен, жизненных потрясений, и, в тоже время, примера социальной защиты людей. Политические и экономические преобразования в России заставили всех пережить сложнейшие времена, остановку предприятий, задержку зарплаты, талонную систему обеспечения товарами первой необходимости, кризис производства, сокращение рабочих мест. ОХМК взял на себя заботу по социальной поддержке не только работников комбината, но и всего населения: главная артерия города - трамвайный транспорт - стал бесплатным для всех. До 2001 года Новотроицк был объектом восхищения и зависти всех жителей Оренбургской области!

 

Сегодня трудно представить себе Новотроицк без трамвая. Ежегодно услугами трамвая пользуются около 22 миллионов горожан и гостей города. На сегодняшний день парк вагонов составляет 70 единиц (модели 71-605, 71-608К, 71-608КМ, 71-619КМ), 7 единиц специального подвижного состава, имеются машины для обслуживания и ремонта контактной сети, трамвайного пути. Протяженность трамвайного пути, контактной сети сейчас составляет 30,3 км, работу которых обеспечивает 5 тяговых подстанций. Увеличилось количество трамвайных маршрнутов - их стало 5, и это один из важнейших показателей развития города и его транспортной системы.

 

Не остается без внимания кадровая и социальная политика на предприятии: стали ежегодной традицией смотры-конкурсы профессионального мастерства среди водителей трамвая; коллективные выезды на природу, в театр г. Орска, аквапарк г. Магнитогорска; решаются вопросы оздоровления детей сотрудников на летний период в лагерях, пансионатах. Не забыты и пенсионеры.  С ними ежегодно организуются различные встречи, субботники, празднования: День пожилого человека, День Победы и другие. На предприятии работают достойные люди, и даже сложились семейные династии, трудовой стаж которых исчисляется десятилетиями.

 

Решением Городского Совета депутатов города Новотроицка Оренбургской области от 26.02.2001 " О создании муниципального унитарного предприятия "Новотроицкий электротранспорт" трамвайное управление выводится из  структуры ОАО "Носта" (ОХМК), и с января 2002 года начинает функционировать как самостоятельное предприятие МУП "НОВОЭЛЕКТ". На 2006 г. штатная численность предприятия - 775 чел.

 

В связи с банкротством Новотроицкого пассажирского предприятия (ПАТП) в 2005 году, городская администрация приняла решение передать на баланс МУП "Новотроицкий электротранспорт" пассажирские автобусы и закупить 16 новых автобусов ПАЗ. "НОВОЭЛЕКТ" стал единственным муниципальным транспортным предприятием г. Новотроицка, которое с апреля 2005 года выполняет перевозку граждан по всем городским и пригородным маршрутам.

 

 

Руководители трамвайного управления

1956-1976 - Гершкович Яков Соломонович

 

1976-2001 - Сорокин Анатолий Сафронович

 

2001-2002 - Дементьев Николай Павлович

 

2002 - по наст. время - Захарченко Валерий Анатольевич

 

Авторы Максим Гольбрайхт, Ааре Оландер, Radost, Александр Польша, Владимир Подкорытов, Карданный Вал. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Hosted by uCoz